Правила применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью действующие с 01.01.2009г

Глава 90. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН  Статья 644. Основные понятия, используемые в настоящей главеВ настоящей главе используются следующие понятия:1) контрольно-кассовые машины - фискальные модули, электронные устройства с блоком фискальной памяти и (или) компьютерные системы, обеспечивающие регистрацию и отображение информации о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров и (или) оказании услуг;2) государственный реестр контрольно-кассовых машин (далее - государственный реестр) - перечень моделей контрольно-кассовых машин, разрешенных уполномоченным органом к использованию на территории Республики Казахстан;3) регистрационная карточка контрольно-кассовой машины - учетный документ, подтверждающий факт регистрации (снятия с учета) в налоговом органе контрольно-кассовой машины;4) центр технического обслуживания контрольно-кассовых машин (далее - центр технического обслуживания) - хозяйствующий субъект, осуществляющий в соответствии с уставом (видом деятельности) деятельность по техническому обслуживанию контрольно-кассовых машин;5) контрольный чек - первичный учетный документ контрольно-кассовой машины, подтверждающий факт осуществления между продавцом (поставщиком услуги) и покупателем (клиентом) денежного расчета;6) книга учета наличных денег - журнал учета ежесменного оборота наличных денег, товарных чеков, показаний фискальной памяти контрольно-кассовой машины;7) терминал оплаты услуг - электронно-механическое устройство, осуществляющее прием наличных денег в качестве оплаты за услуги в автоматическом режиме;8) пломба налогового органа - средство защиты от несанкционированного вскрытия корпуса контрольно-кассовой машины;9) ответственное лицо налогоплательщика - налогоплательщик либо лицо, состоящее в трудовых отношениях с налогоплательщиком, осуществляющие расчеты с покупателем (клиентом) с использованием контрольно-кассовой машины и отвечающие за ее работу; 10) торговый автомат - электронно-механическое устройство, осуществляющее реализацию товаров посредством наличных денег в автоматическом режиме;11) товарный чек - первичный учетный документ, подтверждающий  факт осуществления денежного расчета, используемый в случаях технической неисправности контрольно-кассовой машины или отсутствия электроэнергии;12) книга товарных чеков - совокупность товарных чеков, объединенных в книгу;13) фискальный признак - отличительный символ, отражаемый на контрольных чеках в качестве подтверждения работы контрольно-кассовой машины в фискальном режиме; 14) фискальные данные - фиксируемая в фискальной памяти контрольно-кассовой машины информация о денежных расчетах;15) фискальный отчет - отчет об изменении показаний в фискальной памяти контрольно-кассовой машины за определенный период;16) фискальная память - комплекс программно-аппаратных средств, обеспечивающих некорректируемую ежесменную регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации о произведенных денежных расчетах;17) фискальный режим - режим функционирования контрольно-кассовой машины, обеспечивающий некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации в фискальной памяти. Статья 645. Общие положения1. На территории Республики Казахстан денежные расчеты, осуществляемые при торговых операциях или оказании услуг посредством наличных денег, производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Положение настоящего пункта не распространяется на денежные расчеты: 1) осуществляемые между физическими лицами, не подлежащими обязательной государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, кроме лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность; 2) индивидуальных предпринимателей (кроме реализующих подакцизные товары): осуществляющих деятельность на основе патента в рамках специального налогового режима для субъектов малого бизнеса;осуществляющих деятельность в рамках специального налогового режима для крестьянских или фермерских хозяйств; 3) в части оказания услуг населению по перевозкам в общественном городском транспорте с выдачей билетов по форме, утвержденной уполномоченным государственным органом в области транспорта по согласованию с уполномоченным органом.2. Местные исполнительные органы не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в налоговые органы по месту нахождения отчет об использовании налогоплательщиками билетов в части оказания услуг населению по перевозкам в общественном городском транспорте по форме, утвержденной уполномоченным органом.3. Торговые автоматы и терминалы оплаты услуг, осуществляющие денежные расчеты при торговых операциях или оказании услуг посредством наличных денег, оснащаются контрольно-кассовыми машинами, модели которых включены в государственный реестр.4. При применении контрольно-кассовых машин предъявляются следующие требования: 1) осуществляется постановка контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе до начала деятельности, связанной с денежными расчетами посредством наличных денег;2) осуществляется выдача чека контрольно-кассовой машины или товарного чека на сумму, уплаченную за товар или услугу (за исключением контрольно-кассовых машин, используемых в торговом автомате);3) обеспечивается доступ должностных лиц налоговых органов к контрольно-кассовой машине. Статья 646. Постановка контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе1. Постановке на учет в налоговых органах по месту использования контрольно-кассовой машины подлежат технически исправные контрольно-кассовые машины, модели которых включены в государственный реестр.Контрольно-кассовые машины, которыми оснащены торговые автоматы и терминалы оплаты услуг, подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения налогоплательщика.2. Налоговые органы не производят постановку на учет контрольно-кассовых машин налогоплательщиков, на которых не распространяется требование по применению контрольно-кассовых машин в соответствии с пунктом 1 статьи 645 настоящего Кодекса.3. Постановка на учет контрольно-кассовых машин производится с присвоением регистрационного номера контрольно-кассовой машины и выдачей регистрационной карточки контрольно-кассовой машины в течение пяти рабочих дней со дня подачи налогоплательщиком налогового заявления о постановке на учет контрольно-кассовой машины.4. При постановке на учет в налоговых органах контрольно-кассовой машины, за исключением контрольно-кассовых машин, являющихся компьютерными системами, налогоплательщик представляет в налоговый орган:1) налоговое заявление о постановке контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе;2) контрольно-кассовую машину, содержащую сведения о налогоплательщике, ввод которых возможен без установки фискального режима;3) паспорт завода-изготовителя;4) пронумерованные, прошнурованные, заверенные подписью и (или) печатью налогоплательщика книгу учета наличных денег и книгу товарных чеков.5. При постановке на учет контрольно-кассовой машины, являющейся компьютерной системой, налогоплательщик представляет в налоговый орган:1) налоговое заявление о постановке контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе;2) краткое описание функциональных возможностей и характеристик компьютерной системы;3) руководство по использованию модуля «Рабочее место налогового инспектора» заявленной для постановки на учет в налоговом органе модели компьютерной системы и обеспечивает доступ к нему.6. Должностное лицо налогового органа при постановке контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе, за исключением компьютерных систем:1) проверяет соответствие сведений, указанных в налоговом заявлении, представленным документам;2) сверяет заводской номер контрольно-кассовой машины, указанный на маркировочной табличке, с номером, указанным в паспорте завода-изготовителя;3) проверяет правильность оформления книги учета наличных денег и книги товарных чеков;4) устанавливает фискальный режим работы контрольно-кассовой машины;5) устанавливает пломбу налогового органа на корпус контрольно-кассовой машины;6) оформляет регистрационную карточку контрольно-кассовой машины;7) заверяет личной подписью, подписью руководителя и печатью налогового органа книги учета наличных денег и товарных чеков;8) возвращает налогоплательщику:контрольно-кассовую машину с установленным фискальным режимом работы и пломбой налогового органа;заверенные книги учета наличных денег и товарных чеков;паспорт завода-изготовителя контрольно-кассовой машины.7. При постановке на учет контрольно-кассовой машины, являющейся компьютерной системой, должностное лицо налогового органа осуществляет действия, предусмотренные подпунктами 1), 4) и 6) пункта 6 настоящей статьи. При этом установка фискального режима компьютерной системы заключается в активации средств криптографической защиты информации от несанкционированного доступа к фискальным данным компьютерной системы.8. Регистрационная карточка контрольно-кассовой машины выдается налогоплательщику при постановке контрольно-кассовой машины на учет в налоговых органах, хранится в течение всего срока эксплуатации контрольно-кассовой машины и предъявляется по требованию налоговых органов.9. Формы регистрационной карточки контрольно-кассовой машины, товарного чека, акта снятия фискального отчета, книги учета наличных денег и книги товарных чеков устанавливаются уполномоченным органом. Статья 647. Внесение изменений в регистрационные данные контрольно-кассовой машины1. При изменении сведений, указанных в регистрационной карточке контрольно-кассовой машины, налогоплательщик обязан подать в налоговый орган, в котором контрольно-кассовая машина состоит на учете, налоговое заявление для внесения изменений в регистрационные данные контрольно-кассовой машины в течение пяти рабочих дней с момента возникновения изменений.2. При внесении изменений в регистрационные данные контрольно-кассовой машины налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту постановки на учет контрольно-кассовой машины:1) налоговое заявление о постановке контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе с указанием измененных сведений;2) регистрационную карточку контрольно-кассовой машины.3.  Должностное лицо налогового органа в течение пяти рабочих дней со дня приема налогового заявления в налоговом органе оформляет и выдает налогоплательщику регистрационную карточку контрольно-кассовой машины с измененными регистрационными данными. Статья 648. Снятие контрольно-кассовой машины с учета в налоговом органе1.  Снятие контрольно-кассовой машины с учета производится в случаях:1) прекращения осуществления деятельности, связанной с денежными расчетами, осуществляемыми при торговых операциях или оказании услуг посредством наличных денег; 2) изменения места использования контрольно-кассовой машины или места нахождения налогоплательщика, использующего контрольно-кассовую машину в торговом автомате или терминале оплаты услуг, если такое изменение требует регистрации контрольно-кассовой машины в другом налоговом органе;3) невозможности дальнейшего применения в связи с технической неисправностью контрольно-кассовой машины;4) исключения контрольно-кассовой машины из государственного реестра;5) в иных случаях, не противоречащих налоговому законодательству Республики Казахстан. 2.  Для снятия контрольно-кассовой машины с учета в налоговом органе, за исключением компьютерных систем, налогоплательщик представляет в налоговый орган одновременно с налоговым заявлением о снятии с учета контрольно-кассовой машины:1)  контрольно-кассовую машину с установленной пломбой налогового органа;2)  паспорт завода-изготовителя контрольно-кассовой машины;3) пронумерованные, прошнурованные, заверенные подписью руководителя и печатью налогового органа книги учета наличных денег и товарных чеков;4) регистрационную карточку контрольно-кассовой машины.3.  Для снятия с учета контрольно-кассовой машины, являющейся компьютерной системой, налогоплательщик представляет в налоговый орган налоговое заявление о снятии с учета контрольно-кассовой машины, регистрационную карточку контрольно-кассовой машины и обеспечивает доступ к модулю «Рабочее место налогового инспектора».4.  Должностное лицо налогового органа в течение пяти рабочих дней со дня регистрации в налоговом органе налогового заявления о снятии с учета контрольно-кассовой машины производит снятие с учета контрольно-кассовой машины, для чего:1) снимает фискальный отчет;2) проводит камеральный контроль и сопоставление данных книги учета наличных денег с показаниями фискального отчета и данными книги товарных чеков;3) делает запись о закрытии книги учета наличных денег и книги товарных чеков; 4) возвращает налогоплательщику:контрольно-кассовую машину;книги учета наличных денег и товарных чеков;регистрационную карточку с отметкой о снятии с учета контрольно-кассовой машины.5.  При снятии с учета контрольно-кассовой машины, являющейся компьютерной системой, должностное лицо налогового органа снимает фискальный отчет и возвращает налогоплательщику регистрационную карточку с отметкой о снятии с учета контрольно-кассовой машины.  Статья 649. Снятие фискального отчета и требование к содержанию контрольного чека1. Фискальные отчеты снимаются налоговыми органами в случаях:1) проведения налоговых проверок;2) замены блока фискальной памяти;3) снятия с учета контрольно-кассовой машины;4) осуществления ремонта контрольно-кассовой машины, требующего введение пароля доступа к фискальной памяти;5) полного заполнения книги учета наличных денег;6) утери (порчи) книги учета наличных денег.2. Для снятия фискального отчета в налоговый орган представляются контрольно-кассовая машина и следующие документы:1) пронумерованные, прошнурованные, заверенные подписью руководителя и печатью налогового органа книги учета наличных денег и товарных чеков;2) сменные отчеты с даты снятия последнего фискального отчета.При снятии фискального отчета составляется акт снятия фискального отчета, данные которого подлежат вводу в информационную систему налоговых органов.3. Контрольный чек контрольно-кассовой машины, за исключением компьютерных систем, должен содержать следующую информацию:1) наименование налогоплательщика;2) идентификационный номер;3) заводской номер контрольно-кассовой машины;4) регистрационный номер контрольно-кассовой машины в налоговом органе;5) порядковый номер чека;6) дату и время совершения покупки товаров, выполнения работ, оказания услуг;7) цену товара, работы, услуги и (или) сумму покупки;8) фискальный признак.Контрольный чек компьютерных систем (за исключением компьютерных систем, применяемых банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций) должен содержать информацию, указанную в подпунктах 1) - 7) настоящего пункта.Форма и содержание контрольного чека компьютерных систем, применяемых банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, устанавливаются Национальным Банком Республики Казахстан по согласованию с уполномоченным органом.Контрольный чек контрольно-кассовых машин, применяемых в пунктах обмена валюты, приема лома металлов, стеклопосуды, ломбардов, дополнительно должен содержать информацию о сумме продаж и о сумме покупок.4. Контрольный чек может дополнительно содержать данные, предусмотренные технической документацией  завода-изготовителя контрольно-кассовой машины, в том числе о сумме налога на добавленную стоимость. Статья 650. Эксплуатация контрольно-кассовых машин1. Ответственное лицо налогоплательщика при эксплуатации контрольно-кассовой машины:1) осуществляет операции ввода стоимости товара, работы, услуги в соответствии с руководством по эксплуатации контрольно-кассовой машины;2) в случае отсутствия электроэнергии или неисправности контрольно-кассовой машины заполняет и выдает товарный чек;3) заполняет книгу учета наличных денег;4) при завершении смены выполняет процедуру «конец смены» путем снятия сменного отчета (Z-отчет) согласно техническим требованиям изготовителя модели контрольно-кассовой машины. Сменные отчеты, книги учета наличных денег и товарных чеков, а также чеки аннулирования, возврата и контрольные чеки, по которым проведены операции аннулирования и возврата, должны храниться налогоплательщиком в течение пяти лет с даты их печати или полного заполнения.Для контрольно-кассовых машин, за исключением использующихся в торговых автоматах, период смены не должен превышать двадцать четыре часа.Для контрольно-кассовых машин, которыми оснащены торговые автоматы, период смены определяется налогоплательщиком и не должен превышать один календарный месяц.2. Операции аннулирования ошибочно введенной суммы или возврат наличных денег за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги производятся в соответствии с техническими требованиями изготовителя модели контрольно-кассовой машины при наличии оригинала контрольного чека и произведенной записи в книге учета наличных денег.3. Данные книги учета наличных денег должны соответствовать показаниям сменных отчетов на соответствующую дату.4. Показания отчета о текущем состоянии кассы должны соответствовать сумме наличных денег в кассе на момент снятия отчета с учетом сумм приема и выдачи наличных денег, не связанных с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, отраженных в книге учета наличных денег.5. В случае технической неисправности контрольно-кассовой машины, устранение которой невозможно без нарушения целостности пломбы налогового органа, налогоплательщик в течение трех рабочих дней с момента возникновения неисправности подает в налоговый орган, в котором произведена постановка на учет контрольно-кассовой машины:1) налоговое заявление с указанием номера, даты выдачи регистрационной карточки контрольно-кассовой машины и суммарных показаний счетчика на начало дня, в который произошла неисправность;2) заключение центра технического обслуживания с обоснованным указанием сроков проведения ремонта и причины неисправности. Налоговый орган в день приема налогового заявления принимает решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения на нарушение целостности пломбы контрольно-кассовой машины для устранения неисправности. Разрешение налогового органа на нарушение целостности пломбы контрольно-кассовой машины выдается по форме, установленной уполномоченным органом, должностным лицом налогового органа, ответственным за установку пломбы, в день принятия решения о его выдаче.Налоговый орган отказывает в выдаче разрешения налогового органа на нарушение целостности пломбы в случае непредставления или представления с неполным составом сведений документов, предусмотренных подпунктами 1), 2) настоящего пункта.Срок представления контрольно-кассовой машины в налоговый орган для установки пломбы после устранения технической неисправности не может быть меньше срока проведения ремонта, указанного в заключении центра технического обслуживания, но не более пятнадцати рабочих дней со дня выдачи разрешения налогового органа на нарушение целостности пломбы.6. Контрольно-кассовая машина считается технически неисправной в случаях, если:1) не печатает, печатает неразборчиво или реквизиты на контрольном чеке, определенные статьей 649 настоящего Кодекса, печатаются неполностью;2) отсутствует возможность получить данные фискальной памяти;3) отсутствует или повреждена пломба налогового органа;4) отсутствует маркировка завода-изготовителя.7. Контрольно-кассовая машина, являющаяся компьютерной системой, считается технически неисправной в случаях, предусмотренных подпунктами 1) и 2) пункта 6 настоящей статьи.8. В случае полного заполнения книги учета наличных денег и (или) книги товарных чеков либо в случае их утери (порчи) налогоплательщик для их замены (восстановления) в течение пяти рабочих дней представляет в налоговый орган по месту постановки на учет контрольно-кассовой машины:1) налоговое заявление;2) пронумерованные, прошнурованные, заверенные подписью и (или) печатью налогоплательщика новые книги учета наличных денег и (или) товарных чеков;3) документы, определенные пунктом 2 статьи 648 настоящего Кодекса.В случае полного заполнения или утери (порчи) книги учета наличных денег в налоговый орган дополнительно представляется контрольно-кассовая машина для снятия фискального отчета.9. Налоговыми органами замена книг учета наличных денег и (или) товарных чеков производится в течение пяти рабочих дней с момента регистрации налогового заявления в налоговом органе.  Статья 651. Государственный реестр 1. Уполномоченный орган ведет государственный реестр контрольно-кассовых машин путем включения (исключения) моделей контрольно-кассовых машин в (из) государственный (государственного) реестр (реестра). 2. Рассмотрение вопросов о включении модели контрольно-кассовой машины в государственный реестр осуществляется на основании налогового заявления заинтересованного лица. 3. К налоговому заявлению прилагаются эталонный образец модели контрольно-кассовой машины и следующие материалы, характеризующие технические, функциональные и эксплуатационные характеристики модели контрольно-кассовой машины:1) паспорт завода-изготовителя; 2) техническая документация завода-изготовителя; 3) образцы формируемых чеков и отчетов, распечатанных как заводом-изготовителем, так и заявителем с контрольно-кассовой машины в фискальном и нефискальном режимах;  4) руководство по эксплуатации контрольно-кассовой машины на бумажном и электронном носителях;5) руководство для должностного лица налогового органа на бумажном и электронном носителях, содержащее подробное описание действий должностного лица налогового органа при установке фискального режима, перерегистрации контрольно-кассовой машины, снятии фискальных отчетов, отчета о текущем состоянии кассы (Х-отчет), а также введении информации, предусмотренной статьей 649 настоящего Кодекса, для печати в контрольном чеке; 6) гарантийное обязательство завода-изготовителя по технической поддержке модели контрольно-кассовой машины; 7) сведения о соответствии технических характеристик модели контрольно-кассовой машины, указанных в документации завода-изготовителя, основным техническим требованиям по форме, установленной уполномоченным органом; 8) нотариально засвидетельствованная копия сертификата соответствия модели контрольно-кассовой машины;9) цветная фотография модели контрольно-кассовой машины на бумажном и электронном носителях. Если моделью контрольно-кассовой машины является фискальный регистратор, к налоговому заявлению дополнительно прилагается программное обеспечение на электронном носителе для подключения фискального регистратора к персональному компьютеру.Если моделью контрольно-кассовой машины является компьютерная система, к налоговому заявлению прилагаются заключение уполномоченного государственного органа в области информатизации и связи о соответствии компьютерной системы техническим требованиям и документы, перечисленные в подпунктах 1), 2), 3), 5), 6) и 7) настоящего пункта. Порядок выдачи заключения устанавливается уполномоченным государственным органом в области информатизации и связи по согласованию с уполномоченным органом.4. Включение модели контрольно-кассовой машины в государственный реестр осуществляется при одновременном соблюдении следующих условий: 1) наличие налогового заявления и материалов, указанных в пункте 3 настоящей статьи; 2) соответствие модели контрольно-кассовой машины техническим требованиям, установленным уполномоченным органом. 5. Соответствие модели контрольно-кассовой машины техническим требованиям определяется уполномоченным органом путем испытания (тестирования) образца модели контрольно-кассовой машины в присутствии представителей лица, инициировавшего включение модели контрольно-кассовой машины в государственный реестр. Для установления соответствия модели контрольно-кассовой машины техническим требованиям уполномоченный орган вправе привлекать экспертов из иных государственных органов, из числа других лиц  (за исключением лиц, инициировавших включение модели контрольно-кассовой машины в государственный реестр, и лиц, с ними связанных).6. Решение о включении (отказе во включении) модели контрольно-кассовой машины в государственный реестр принимается уполномоченным органом в течение тридцати рабочих дней со дня принятия налогового заявления. В случае отказа во включении модели контрольно-кассовой машины в государственный реестр уполномоченный орган письменно уведомляет заявителя с указанием причин отказа.7. Исключение модели контрольно-кассовой машины из государственного реестра производится уполномоченным органом в случае несоответствия модели контрольно-кассовой машины техническим требованиям. Налоговый орган уведомляет налогоплательщика, применяющего данную модель контрольно-кассовой машины, о принятом решении об исключении модели контрольно-кассовой машины из государственного реестра не позднее шестимесячного периода до исключения модели контрольно-кассовой машины из государственного реестра. Статья 652. Налоговый контроль за соблюдением порядка применения контрольно-кассовых машинНалоговые органы: 1) осуществляют контроль за соблюдением порядка применения контрольно-кассовых машин; 2) используют данные, хранящиеся в фискальных блоках памяти контрольно-кассовых машин, при проведении налоговых проверок по исполнению налогоплательщиком налогового обязательства по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет. 

TOP